воскресенье, 31 марта 2013 г.

Психолого-педагогические аспекты понимания текста учащимися 5-6 классов.


В  практике обучения школьников активно разрабатываются различные подходы к   таким формам  обучения, которые бы соответствовали новым образовательным идеям и максимально способствовали развитию способностей школьников, самостоятельности их мышления, где  понимание прочитанного считается одним из непременных учебных результатов.
Но современная экранная культура все больше вытесняет книгу.  С экранов  дети знакомятся примерно с теми же сюжетами и персонажами, только в более современном, "подвижном" и привлекательном варианте, ничего не нужно представлять и домысливать. Количество времени, которое дети проводят у экранов,  возрастает. И школьник выбирает сам  читать или смотреть. И скорее всего он выберет ту деятельность, которая позволит ему быстрее осмыслить  содержание информации. Современной школе стоит задуматься, как четче направлять процесс обучения  понимания текста.
 Через текст учащиеся выявляют цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, культурный и исторический фон его деятельности. Понимание и смысл составляют единство, в котором понимание – это процедура осмысления, выявления смысла, значения, и одновременно, результат интерпретации. Таким образом, проблема степени понимания становится одной из актуальных проблем современного обучения.
Сам процесс  понимания  проделывает путь от психофизиологического восприятия до осознания глубины и универсальности того, что стало понятным.
А. Р. Лурия выделяет три взаимодополняющих, последовательно сменяющих друг друга компонента процесса понимания. Процесс понимания начинается с восприятия внешнего высказывания, продолжается пониманием общего смысла и завершается пониманием внутреннего «смысла, который заключен в речевом сообщении» .
Глубина понимания – это степень осознания самого объекта и включенности его в общую систему отношений объективного мира.
Полнота понимания – критерий, который позволяет оценить понимание сложного объекта «не только в целом, но и во всех его отдельных частях».
Отчетливость понимания, по мнению ученого, тесно связана с воспроизведением понятого в речи. Наивысшая степень отчетливости понимания заключается в способности человека выразить понятое «своими словами», дополнив и расширив материал, открыв в нем что-то новое. Большое значение для отчетливости понимания имеют пластичность, креативность мышления и речь.
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое "вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. Навык чтения,  полученный в начальной школе, является надежным  ориентиром в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться ученику. С продолжением обучения  в среднем звене увеличивается  количество и стилистическое разнообразие текстов, которые нужно понять.
При чтении научно-публицистической литературы учащийся занят поиском информации, в то время как при чтении художественной литературы необходим не только смысловой синтез знакового материала, но и оценочно-эмоциональный анализ художественного образа.
Понимание содержания, связанно с прочитанными словами - прочитанное нами слово может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова (в одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное).
Немаловажное значение для понимания текста имеет и стратегия чтения -сукцессивность или симультанность процессов восприятия и логико-смысловой обработки прочитанного материала. Стратегия чтения, в свою очередь, зависит от степени овладения данным навыком.
Понять текст - значит выделить в нем смысловые (единицы) ситуации. Смысловая единица текста состоит из темы текста (субъекта), т.е. того, о чем говорится, и словесного раскрытия темы (предиката), т.е. того, что именно говорится, а также связующего отношения между ними, которое может быть причинно-следственным, доказывающим, конкретизирующим, иллюстрирующим и т.п.
Известно, что усвоение передаваемой информации зависит от ее ценности. Психологические барьеры препятствуют восприятию и усвоению, производят частичный отсев информации. Поэтому истинно полезной информацией считается не та, которую содержит сообщение по замыслу передающего, но лишь та, что воспринята и усвоена читателем.
Многие учителя упрощенно воспринимают  качество чтения, определяя его по критериям точности чтения вслух, скорости чтения про себя, способности ответить на вопросы по прочитанному, выделив главную мысль текста.
В новых требованиях понимание и интерпретация текста, а также обоснование своих выводов  уже не ограничиваются выделением основной мысли текста. Требуется «раскрытие» связей и отношений текста с внешним миром, опытом, знаниями и обоснованное рассуждение об этом (простой тип рефлексии). Требуется выдвижение, подтверждение, отклонение гипотезы, а затем оценка текста, т.е. установление проблематических связей текста с внешним миром (сложный тип рефлексии). При этом задание может содержать очевидную установку (легкое задание) и неочевидную установку (сложное задание).
Требование глубокого, полного и точного понимания, критическая оценка и умение делать выводы, соотнеся общее и частное, гипотезы и их подтверждение, положительно и отрицательно окрашенную лексику относится к  комплексному анализу разножанровых текстов.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время в начальной школе не уделяется достаточного внимания развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка), что является показателем недостаточного уровня сформированности универсальных учебных умений, который выразился в неумении работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах, а также низкого уровня коммуникативных умений.
Для этого в ходе работы с текстом необходимо активизировать  процессы, преимущественно саморегулируемые и самокоординируемые, целью которых было извлечь смысл из текста. Оценка прочитанного - умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию. Этому будет способствовать использование  модели  Пресли и Аффлербах «конструктивно-отзывчивое чтение», модели обработки текста, основанную на психологии познания. (Baker & Brown), модель теории схем (Anderson & Pearson,) и  рефлексивные методы, где учащийся размышляет над тем, что сделал: рефлексивные интервью, уточнения с помощью вопроса почему?, метакогнитивную адаптацию неформальных проверок чтения, а также метакогнитивную визуализацию. Таксономия мыслительных навыков высшего порядка, созданная Б.Блумом, может подсказать действенные ходы для построения вопросов, которые позволят учащимся рассуждать о прочитанном с позиций метапознания. В таком процессе чтения понимание прочитанного улучшается, поскольку ученик сознательно и постоянно отслеживает свое мышление, фактически «общается» с собственными мыслями
Таким образом, понимание текста выступает как активный метакогнитивный процесс индивидуальной переработки информации. Данный процесс представляющим собой последовательный переход от психофизиологического восприятия до осознания глубиной сущности объекта познания. Понимание текста тесно связано с развитием когнитивных процессов и эмоциональным состоянием субъекта. С одной стороны, эмоциональный настрой стимулирует активность понимания в процессе познания, с другой - выступает как мотивационная составляющая данного процесса.
       Очевидно, что умений, полученных в начальной школе, недостаточны для самореализации личности, и они должны развиваться в средней и старшей школе. Использование матакогнитивных стратегий на уроках  с одной стороны, диагностическое исследование понимания прочитанного и  создание программ по развитию  процессуальной стороны техники чтения с другой стороны  шаг на пути к лучшему пониманию прочитанного.
В школе, обеспечивая развивающий потенциал образовательной среды, реализуется  программа курса для учащихся 5-х классов «Техника эффективного чтения». В ходе развивающих занятий учащиеся, совершенствуют технику чтения, приобретают устойчивый навык осмысленного, рефлексивного чтения, знакомятся с  основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче. Учащиеся смогут активизировать процесс восприятия и логико-смысловую обработку прочитанного материала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий