Не доводилось ли вам задумываться, насколько ребенку труднее живется, чем взрослому? Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый свой шаг не только в школе, но и дома. Чтобы он ни сделал - всё оценивается: хорошо, хороший ребенок.
Или - плохо, плохой. Мы все время решаем: хороший он - плохой, способный - неспособный. Примерьте такую жизнь на себя - да выдержим ли мы? Потому мы все и тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, а принимают нас такими, какие мы есть. Чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, не были суровыми экзаменаторами, нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор. Как часто даже в течение одного дня нам, взрослым, приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка! Но как при этом избежать ошибок, найти меру?
Вопрос о наказании детей как пути воспитания, стар, как само человечество. Родители били детей тысячи лет назад, сотни, бьют и сейчас. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда детские глаза бывают злыми и отчужденными - это еще больнее. Можно ли вырастить ребенка без наказаний?
Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо, а если кто-то из них провинился, достаточно просто огорчиться, расстроиться - и не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок — порадоваться за него, порадоваться его радости.
Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судей, редко удается быть вполне справедливыми, и поэтому мы отталкиваем от себя детей и вызываем у них отрицательные эмоции, а потом и качества характера. Наказания почти всегда порождают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство. А у остальных - «свидетелей» вызывают чувство облегчения («Не я!»), даже злорадство, желание жаловаться, ябедничать, доносить — и так накапливается целый «мешок» мерзостей, с которыми потом так трудно бороться. Похвала, награда у самого награжденного почти неизбежно порождают не просто гордость, а тщеславие, желание блеснуть, развивает чувство превосходства, даже презрения к окружающим.
И совсем не то получается, если нами руководят чувства радости (до восхищения) и огорчения (до отчаяния). Каждый может проверить это на себе. Если за тебя кто-то радуется, ты приобретаешь уверенность в себе, чувство достоинства, готов «горы свернуть». В то же время испытываешь высокое чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад твоей радости. Каждый благодаря этому приобретает друга, по крайней мере чувство приязни, расположенности растет лавиной и у того, и у другого. А если за тебя огорчаются даже тогда, когда ты виноват, когда ты сам стал причиной горя для окружающих, - что ты испытываешь? Слезы близкого или просто сочувствующего тебе человека будоражат, жгут твою совесть, словно сдирают с нее накипь ожесточения и самооправдания. И приходят стыд, раскаяние, обещаешь самому себе: «Никогда, никогда не повторю больше этого!» - благодарные, очищающие, возвышающие человека чувства. И у жалеющих тебя растет сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.
Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется, без этого невозможно. С детства ребенок слышит: нельзя, не тронь и т.д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысил тон, крикнул «Нельзя!» - ребенок подчинился. А дальше? Он или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Сколько нам надо терпения, чтобы все время помнить, что ребенок перед нами - это человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Мы, к сожалению, забываем, что этот человек, сейчас еще маленький, растет, становится взрослым, уже сложившимся - под нашими окриками.
Когда дома с ребенком разговаривают только назидательно, криком -это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, не может спокойно обращаться к друзьям, часто вступает в конфликты с ребятами, учителями.
Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми с ними, находить в себе для этого силы. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.
Мне кажется, что чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что, по моему твердому убеждению, жесткая строгость, а тем более жестокость, вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие, вывернет наизнанку все нравственные ценности. Некоторые полагают, что строгость хороша тем, что будто бы мгновенно решает сложности в воспитании, заменяя долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Сказал «нельзя», наказал ребенка, шлепнул - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что породит в будущем наш запрет, окрик, наказание. Нам ведь хочется мгновенного результата нашего «воспитательного мероприятия».
Завершить разговор я хочу словами С. Соловейчика - писателя, большого знатока детских душ, который утверждает: «Любить - значит принимать человека, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечает: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».
Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли довести ребенка до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он будет сопротивляться каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приведут.
Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними и не разговаривают. Какие могут быть разговоры? Он мне в душу плюнул, он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?
В детстве, лет в 6-7, такая мера воздействия срабатывает, но придет час, и дети скажут нам: «Я с тобой тоже не разговариваю». Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в ней. Веселого и благополучного все любят, а от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. А мы часто оставляем ребенка одного перед лицом неприятности. Самые злобные чувства рождаются в душе ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании.
Наказывая ребенка, помните:
1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.
2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.
3. Правом наказывать в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
4. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
5. Нельзя подчеркивать свою власть над маленьким ребенком.
6. Нельзя читать длинных нотаций.
7. Нельзя напоминать о проступке.
8.Нельзя пугать ребенка, например, говорить, что позовете милиционера.
9. Не спешите наказать ребенка сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
10. Разговор о проступке лучше вести наедине.
Наказывать? Но как!? Принимать решение будет каждый из вас уважаемые родители. Так пусть у вас хватит мудрости повлиять на то, что можно изменить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий