понедельник, 7 октября 2013 г.


«Как помочь пятикласснику в формировании учебных действий»

Вся учебная деятельность состоит из трех элементов:
- учебной задачи, т. е. задачи научиться чему-то, чего человек сейчас не знает или не умеет;
- учебных действий: мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения;
- контроля и самооценки, без которых человек не знает, усвоено ли то, что подлежит усвоению или нет.
Родители могут помочь в формировании умения выделять учебную задачу, используя следующие приемы:
- Использование ретроспективы, обращения назад. Внимание ребенка после освоения какого-либо материала надо заострить на том, чему он научился. Как правило, ребенок легко замечает, что он умеет, чего не умел раньше.
- Составление заданий разного типа для усвоения одного и того же правила. Легко показать школьнику, что за разнородными заданиями стоит одна и та же учебная задача.
- Беседы с ребенком о том, что делали на уроке, позволяют ему задуматься, зачем все это делалось.
В процессе учебного действия, т. е. выполнения задания, ребенок часто допускает промахи и ошибки, порой нелепые и нелогичные. Но если на них не обращать внимания, то они могут закрепиться и привести к неправильным приемам работы.
Эти ошибки, как правило, достаточно хорошо заметны глазу любого взрослого, и совершенно не обязательно иметь специальную подготовку, чтобы их обнаружить. Нужно только проявлять внимание к делам своих детей.
Если этого внимания не проявлять, то неправильные приемы работы приведут к неуспехам в учебе, а отсюда до отвращения к учебе один шаг.
Начнем с дословного заучивания. С одной стороны, какая-то часть учебного материала всегда требует точного заучивания (стихотворения, таблица умножения, хронология событий). С другой стороны, если вся учебная деятельность сведется к буквальному заучиванию, тогда оно рано или поздно станет препятствием для овладения другими, гораздо более эффективными методами усвоения материала.
Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Рассмотрим некоторые, наиболее употребительные приемы активной умственной обработки материала.
1.Смысловая группировка – выделение в тексте отдельных смысловых частей. Дети даже в 5 классе часто не могут провести смысловую группировку в хорошо структурированном материале.
 Начинать работу по смысловой группировке надо на хорошо сгруппированном материале. Задачу «разбить текст на куски» не надо соединять с задачей «выучить». Если ребенок не справляется даже с таким заданием, то родитель должен показывать, какая общая мысль содержится в объединяемых фразах, требуя, чтобы в следующий раз ребенок проделал это сам.
При этом важно избежать двух крайностей: не пойти на поводу у ребенка, и не навязывать ему жестко своих решений. Словом, если ребенок предлагает смысловую группировку, не совпадающую с родительской, в этом нет ничего страшного. Важно только, чтобы в группировке была логика.
2.Обозначение смысловой группировки, т. е. подбор названия к каждой части текста. Если ребенку трудно это сделать, сначала можно использовать подсказки – предложить на выбор 2-3 названия, чтобы ребенок мог сделать обоснованный выбор.
3.Составление плана материала.
4.Смысловые опорные пункты – слова, словосочетания, на которых происходит большая концентрация внимания при чтении текста, они несколько сильнее врезаются в память по сравнению с другими.
Заглавия понятны любому человеку, а выделенные по ходу чтения  смысловые опорные пункты являются обозначением данного отрывка только для самого читающего. Закрепившись в памяти, такие слова делаются опорными пунктами, припомнив которые, человек затем легко вспоминает все содержание соответствующего отрывка.
Использовать этот прием можно только после освоения ребенком приема обозначения смысловой группировки.
5.Повторное чтение. Его необходимо отличать от многократного прочтения с целью механического заучивания.
Пусть мы имеем дело  трудным материалом, требующим неоднократного возвращения к нему.
Целью первого прочтения будет самая общая ориентировка в материале. Школьник в процессе первого чтения узнает, о чем будет идти речь, отметит трудные, непонятные места.
Во время второго чтения ребенок стремится более полно и глубоко уяснить материал. Здесь используются все раскрытые ранее приемы. Цель второго чтения – понять материал.
Целью третьего чтения является уже запоминание материала. Читая, можно пытаться вспомнить, что будет дальше. Во время третьего чтения отдельные части можно пересказывать.
Цель последнего чтения – контроль. Здесь лучше не ограничиваться чтением, а пересказать.
Конечно, это описание схематично. В реальной жизни может понадобиться больше или меньше прочтений.
6.Мнемические приемы. Типичным примером таких приемов может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», позволяющая запомнить последовательность цветов спектра по начальным буквам слов.
Часто помогает запоминанию материала, особенно дат, использование случайных ассоциаций. Например, один школьник, чтобы запомнить годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814- 1841), обратил внимание на то, что последние цифры одинаковые, только стоят в обратном порядке.
Придумывать такие приемы, сообщать их товарищам, узнавать от них новые – все это может существенно облегчить работу школьникам.
Вначале, когда умственная обработка материала идет как самостоятельная стадия работы над заданием, а не осуществляется прямо по ходу чтения, у некоторых ребят это занимает больше времени, чем они тратили на уроки, когда пользовались старыми приемами. В этом нет ничего страшного. Не надо бояться потратить дополнительное время на овладение приемами рационального учения. Когда они будут освоены, их эффективность целиком окупит и лишнее время, и все затраченные усилия.

(источник методические материалы ЛОИРО)

Комментариев нет:

Отправить комментарий