воскресенье, 5 мая 2013 г.


Смерть близкого человека: как помочь детям и взрослым

          Как можно помочь детям, когда умирает кто-то из близких людей? Что если это и ваше горе тоже? Переживают ли дети это так же, как взрослые? А как переживают утрату самые маленькие дети? Что является «нормальным» переживанием у маленьких детей и когда следует беспокоиться? Об этом и пойдет речь ниже.
У детей, даже если они еще не переживали потерю, присутствуют мысли о смерти. Это часть их здорового любопытства к жизни – так же как мысли о своем теле, половой принадлежности или о рождении. Хотя взрослым бывает трудно говорить о смерти из-за собственного страха смерти или страха огорчить других, не нужно считать, что дети не готовы и не желают говорить о своих мыслях и чувствах на эту тему. На самом деле лучшее, чем могут помочь здесь родители, учителя, врачи, – это быть готовыми выслушать детские мысли, представления и страхи. Это даст ребенку почувствовать, что на свете существуют взрослые, достаточно сильные, чтобы выдержать разговор на любую волнующую его тему. От возраста ребенка зависит, как будут выражаться его чувства и какая реакция потребуется от взрослого. Дети будут время от времени возвращаться к теме утраты, смерти, и это нормально для развития. Родителям надо помнить, что дети могут переживать горе таким образом, что это может огорчать и даже шокировать горюющих взрослых.

«Как сообщить новость?»

Очень трудно сказать ребенку о смерти родителя, брата или сестры, близкого родственника или друга. Вам захочется защитить ребенка, и, возможно, вы будете думать, что лучше ему не знать правды. Но все же ему необходимо сказать о смерти. Тогда он может начать бороться с тяжелыми подозрениями, что от него что-то скрывают, и сохранит веру в вас, как в человека, к которому он может обратиться. Дети быстро понимают, когда поддерживаются их важные наблюдения.
Когда смерть происходит неожиданно, это тяжелее для всех. Если же смерти предшествовали недели или месяцы, когда ребенок мог предчувствовать ее приближение, ему будет легче принять эту утрату. Но это не уменьшит боль – смерть это всегда шок.

Дети по-разному реагируют на смерть – это зависит от возраста и жизненного опыта
Не существует ни четких стадий, ни правильной последовательности, ни предписанного срока, поэтому не думайте об этом в терминах «типичного» переживания, – так вам будет легче понять переживания своего ребенка.

Младенцы и дети до 2 лет

Если существенная потеря происходит в жизни ребенка до двух лет, то у него не будет хватать языковых средств, чтобы выразить свое ощущение и переживание утраты. Тем не менее, даже очень маленькие дети и младенцы осознают, что люди, к которым они были привязаны, ушли, и начинают переживать, что они никогда не вернутся и что смерть необратима. Вы знаете, как надрывно может рыдать младенец, когда он не чувствует себя в безопасности, или если родитель выходит из комнаты и покидает его на срок, больший, чем он может выдержать. Если любимый человек не возвращается, ребенок может еще долго ощущать страх за свою жизнь.
Для очень маленьких детей, не умеющих говорить, смерть может запечатлеться как безымянный страх или необъяснимая угроза. Обычно взрослые способны их утешить, если они сами полностью не погружены в печаль. Постарайтесь свести к минимуму возможные перемены и разлучения. Через какое-то время, при налаживании стабильного и любящего окружения, потеря может быть до какой-то степени восстановлена.
Смерть в семье влияет на всех ее членов: может быть, это будет мешать заботе о ребенке, а тяжелый след от этого события останется навсегда. Ребенок растет и постепенно появляется возможность лучше понять, что пережил он до того, как научился говорить, и поговорить с ним об этом событии вновь. Для ребенка и тех взрослых, кто заботится о нем, важно сохранить живую память об умершем.

Дети от 2 до 5 лет

Дети от 2 до 5 лет начинают понимать, что смерть необратима, что умерший человек не вернется назад, хотя они не могут признать это полностью, поскольку появляется угроза их знакомому безопасному миру. В глубине души они чувствуют, что любая слишком долгая разлука заставляет их опасаться за свое выживание. За эти годы они сформировали несколько очень важных привязанностей к взрослым и детям, и если их развитие проходило нормально, у них возникла надежная картина любимых близких внутри себя – что-то вроде «мама и папа в моей голове», и это способно давать утешение во время расставания. Если произошла потеря не очень близкого родственника, дети, скорее, проявят любопытство и возбуждение от этого события и, по всей вероятности, попытаются «проиграть» его в своих играх и повседневной жизни. Если это трагическая потеря любимого взрослого, дети будут переживать горе так же, как и взрослые.

Дети от 6 до 12 лет

Большая часть того, что касалось малышей, относится и к этой возрастной группе. Однако дети в возрасте от 6 до 12 лет вырабатывают более зрелое понимание жизни и смерти, включая понимание, что все когда-нибудь умрут и они тоже. Серьезная потеря иногда вызывает любопытство и более зрелую попытку разобраться в вопросах жизни и смерти, или же желание отступить на позицию «незнания», если ребенок не может выразить свои чувства. Если дети слишком погружаются в горе или же не могут выразить свои чувства, им может понадобиться профессиональная помощь взрослого, способного справиться с их уходом в себя, особенно если значимые для них взрослые тоже переживают горе. Вы можете разделить горе с ребенком, но старайтесь не перекладывать всю свою тяжесть на его плечи. Как и с маленькими детьми, это может привести к чувству, что для их собственной печали места не осталось. Родители или близкие люди должны осознавать, что не следует отнимать у детей их собственный опыт переживания, говоря, например, «я знаю, что ты чувствуешь», потому что они не могут это знать.
В этом возрасте детям необходимо чувствовать, что мир – вполне упорядоченное пространство, где привычки и система играют важную роль. Они начинают отходить от семьи, чтобы завести важные отношения с другими детьми и школой. Смерть кого-то из близких легко может отбросить их назад – к ощущению опасности и к усилению зависимости. Они могут чувствовать себя более эмоционально неуравновешенными, становясь в чем-то похожими на дошкольников, у которых обычны сильные и внезапные перепады в настроении и чувствах. Они могут больше интересоваться действительной причиной смерти, задавая такие вопросы: «Почему рак?», «Почему самоубийство?».

Подростки

                У  подростков обычно бывает много мыслей на тему жизни и смерти, или «смысла жизни». И в то же время они могут быть так поглощены полнотой своей жизни, что иногда не способны остановиться, чтобы над чем-то глубоко задуматься. Смерть близкого человека может вызвать у подростка к мысли и ощущению брошенности, поскольку идет вразрез с его сильной верой в будущее, свое и других людей. Он может пережить ощущение небезопасности как раз в тот период, когда начинает отделяться от семьи. Вы можете заметить у подростков что-либо из перечисленного ниже.
·    Горе может заставить их уйти в себя и в свое отдельное существование.
·    Они могут регрессировать до поведения более маленького ребенка.
·    Они могут быть выбиты из колеи этим фактом и обеспокоены по поводу переполняющих их эмоций.
·    Они могут злиться и протестовать.
Поскольку такие состояния – часть нормальной жизни подростков, вам может быть трудно понять, в какой момент предложить помощь. Поддержка сверстников может стать особенно важной. Если подросток справляется с учебой и социальной жизнью и его сон и питание в норме, вы можете ожидать, что он благополучно переживет горе. Тем не менее, ему понадобится больше любви, чем вы проявляли обычно. Ребенок может захотеть поговорить с кем-нибудь за пределами семьи, кто не находится в подобной ситуации или не столь сильно переживает утрату.

Травматическая смерть

Дети, ставшие свидетелями травматической смерти или большого количества смертей, пережившие катастрофу, несчастный случай или другие тяжелые потрясения, включая военные конфликты, стихийные бедствия или потерю дома, могут нуждаться в специальном лечении. Это может быть особенно необходимо, если близкий человек погиб внезапно – в трагической или насильственной ситуации. Если трагедия или насилие произошло в школе, родители должны быть готовы к «пульсирующему эффекту» травмы, несмотря на то, что ребенок не присутствовал при происшествии. Родители и школа также нуждаются в помощи. Эти переживания часто бывают настолько шокирующими и разрушительными, что они не так просто забываются и «перерабатываются» лишь со временем. Если вы чувствуете какие-то сомнения по этому поводу, лучше обратиться за помощью, чем бездействовать.

Помощь доступна

Даже если процесс переживания горя проходит благополучно, временами вы можете чувствовать необходимость обсудить с кем-то свои чувства и тревоги. Вам может захотеться встретиться с учителем, участковым терапевтом или детским психологом, чтобы получить поддержку и помощь в это трудное время. Однако не следует предполагать, что вашему ребенку непременно понадобится помощь специалиста. Может оказаться более полезным найти поддержку для себя, с тем, чтобы укрепить свою способность помочь ребенку.

Как дети могут выражать свои чувства, переживая горе

·  Они могут чувствовать оцепенение и недоверие.
Попытайтесь успокоить их. Не заставляйте их говорить о случившемся, если они не хотят. Дети могут быть слишком напуганы в первое время – будьте терпеливы и утешайте их.
·  Шок, включающий нарушения сна
Им необходима ваша поддержка, терпение и внимание.
·  Они могут отрицать то, что случилось
Отрицание – это своего рода «анестезия», необходимая для ребенка в данной ситуации. Через какое-то время реальность все равно прорвется сквозь их самозащиту. Участие в похоронах или посещение кладбища может помочь в этом. Похороны не обязательно должны быть печальными и неприятными. Многие дети согласятся добровольно пойти на похороны, если поймут, что это особый момент: можно попрощаться, вспомнить человека, подумать о его жизни. Постарайтесь, пользуясь простыми словами, объяснить заранее, что они увидят. Например, «тело находится в ящике, который зарывают в землю» или «оно предается огню и пепел развеивается по земле».
·  Они могут обрушиваться с гневными обращениями. Дети старшего возраста и подростки могут говорить: «Как он мог меня оставить?» или «Почему врачи не помогли ему?».
Постарайтесь признать их гнев. Это свойственная человеку реакция – быть сердитым и чувствовать себя покинутым. Однако это может быть непосильной задачей для вас, когда вы тоже чувствуете себя истощенным и, вполне возможно, находитесь в таком же глубоком отчаянии. Тем не менее, старайтесь оказывать им всю возможную помощь, отвечайте на их вопросы. Будьте терпимы к их плачу и другим проявлениям бурных эмоций.
Может быть полезным согласиться с чем-то из того, что они говорят. Главное – дайте им понять, что вы переживаете то же самое и они не одиноки в своих чувствах.
·  Они могут впадать в отчаяние
Вновь повторюсь, трудно помочь ребенку, переживающему состояние отчаяния, если вы сами полностью поглощены горем. Но ребенку не причинит вреда, если он увидит, что вы плачете, и узнаете, что вы тоже боретесь. Дети могут беспокоиться, когда проявляют свое горе, боясь огорчить вас еще больше, особенно если полагают, что нет больше никого, кто бы позаботился о вас. Вам тоже нужна поддержки, и это поможет ребенку почувствовать, что он может разделить свою боль с вами. Не существует легкого способа снятия боли, хотя, конечно, нам всегда хотелось бы его найти. Но боль – это цена, которую мы платим за то, что очень любили кого-то. Вы можете попытаться уменьшить эмоциональный груз, если подключите другого взрослого, способного оказать поддержку вашему ребенку.
·  Они могут чувствовать вину, полагая, что сделали или сказали что-то, способствовавшее смерти.
Вы можете помочь ребенку, уверив его в том, что он ничего такого не сделал, что могло бы вызвать смерть, и рассказать о том, что многие люди чувствуют вину, когда умирает кто-то близкий, – они начинают думать, что сделали что-то плохое сами.
·  Они могут искать человека, который умер, надеясь, что он вернется, и могут даже видеть его на улице.
Это может быть выражением общей непримиримости и неспособности в данный момент заняться чем-нибудь, отвлечься. Это часто встречающаяся реакция на постигшее их горе. Должно пройти время, прежде чем они поймут, что умерший человек уже никогда не вернется. Вы можете мягко помочь своему ребенку поверить в необратимость смерти, на это может потребоваться гораздо больше времени, чем вы предполагали. Помочь в этом могут религиозные ритуалы и верования, если они, конечно, являются частью вашей семейной жизни (наибольшую помощь это может оказать в отношении маленьких детей).
·  Они, наконец, поверят, что смерть произошла, и почувствуют себя одинокими и отвергнутыми.
Это является абсолютной необходимостью – поверить, что человек на самом деле умер. Только после этого дети смогут начать постепенно «отпускать» его, держась за дорогие воспоминания в своем представлении.
·   В конце концов, они, к счастью, поверят, что жизнь продолжается, и хотя любимый человек умер, он в их памяти навсегда останется живым.
Некоторое «излечение» может начаться через некоторое время, но если смерть была внезапной или же это смерть самого близкого человека, пройдет гораздо больше времени – возможно годы. Очень важны для ребенка открытые возможности поделиться своими чувствами об умершем близком человеке. И никогда не наступает время, когда умерший «забывается». Он находится в нашей памяти так долго, сколько живы мы сами. Вы можете помочь ему в этом – собирая фотографии, вспоминая и рассказывая истории из жизни.
Под влиянием стресса от потери любимого человека дети любого возраста могут вернуться на более ранние стадии развития, а это требует дополнительной заботы и утешения. Хотя такой возврат и может беспокоить родителей, важно постараться увидеть в нем потребность в заботе и поддержке, необходимых для того, чтобы со временем восстановить то ощущение безопасности, которое они потеряли.

Дороти Джудд


 
Перевод Н. Зубковой

Несколько полезных

советов


·  Используйте прямые слова, такие как «умер» или «умирает». Постарайтесь для маленьких детей связать происходящее с уже известной потерей, например смерть домашнего животного (которая способна вызвать гораздо больше печали, чем ожидают взрослые).
·  Избегайте фраз вроде «он уснул навсегда» или «она ушла от нас», или «мы потеряли бабушку», поскольку такие фразы ребенок может спутать с событиями повседневной жизни, и это может привести, например, к страху ложиться спать. Вашему ребенку нужна помощь, чтобы он смог понять, что тело никуда не «уходит», его переносят на кладбище или в крематорий.
·  Поясните ребенку, что тело умершего человека уже неживое, что оно больше не чувствует никакой боли. Будьте внимательны – в этот момент ребенку может понадобиться разобраться с тем, что происходит с телом. В традициях некоторых культур или в отдельных семьях дети могут видеть тело умершего.
·  Будьте готовы повторять рассказ о случившемся множество раз и отвечать на вновь и вновь возникающие вопросы. Будьте готовы, что ваш ребенок может иногда оказаться в замешательстве. Ему необходимо понять и «уложить» произошедшее в своей голове. Дети примерно до четырех лет часто думают, что сон и смерть – одно и то же. Иногда и более старшие дети сохраняют это представление. Разницу можно прояснить, следующим образом: «Когда ты спишь, твое тело, тем не менее, продолжает жить».



Комментариев нет:

Отправить комментарий